ОНТОЛОГИЯ «ВТОРОЙ ПРИРОДЫ» : Историческая типология культур

В клубе «Культурный слой» состоялась  встреча из цикла «Онтология второй природы» . Ведущий — профессор, доктор исторических наук, Дмитрий Бондаренко.

В 1949 году немецкий философ Карл Ясперс издал книгу под названием «Vom Urschprung und Ziel der Geschichte» — «Происхождение и цель истории». В ней он ввел понятие «Осевое время», определнное им как «ось мировой истории», которую «следует отнести… ко времени около 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 г. до н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, каким он пребывает по сей день». Исходя из идеи об Осевом времени как ключевом моменте истории, К. Ясперс ввел типологию культур: архаические (доосевые), традиционные (осевые) и рациональные (современные). С тех пор понятие «Осевое время» вошло в научный обиход философов, историков, культурологов, религиеведов, получив дальнейшее развитие и новые трактовки в трудах целого ряда выдающихся ученых второй половины ХХ — начала XXI веков: Э. Фёгелина, Н.Ш. Айзенштадта, Р. Беллы, К. Баскина и других.

Основные вопросы лекции:

  • Какова суть изменений, принесенных Осевым временем?
  • Какова их природа — в какой степени они явились результатом «духовного процесса», как полагал сам Ясперс, а в какой — следствием социально-экономических причин?
  • Каковы основные характеристики культур трех типов, выделенных Ясперсом? В этой связи будут кратко охарактеризованы архаические культуры (преимущественно на примере автохтонных культур субсахарской Африки), основные «традиционные цивилизации» (восточные и европейская до Нового времени) и современная — новоевропейская — культура.
  • Не следует ли Осевое время рассматривать как период перехода человечества из одной эпохи устойчивого развития (от появления земледелия до начала Осевого времени) в другую, начавшуюся с завершением Осевого времени и длившуюся до начала Нового времени — до грани XV-XVI веков? Чем была вызвана сама необходимость осуществления такого перехода?
  • Не является ли Новое время, длящееся до наших дней, Вторым осевым временем — периодом нового перехода от одной эпохи устойчивогоразвития к другой? Если так, то каковы сходства и различия двух Осевых времен? Какие контуры наступающей новой эпохи стабильности можно разглядеть сегодня?

 

 

Комментирование закрыто.

Наверх